Самообучение. Или где брать мозги для жизни

Сегодня много говорится об обучении, образовании и его необходимости для жизни. И я обоими руками ЗА это. Но есть здесь одно большое НО. И заключается оно в следующем:

Лично я убежден, что САМООБУЧЕНИЕ – это самое главное, чему необходимо учить детей, молодежь, да и взрослых тоже.

Посмотрите на детей – это самый яркий пример самообучения. Всего за несколько лет они научаются многим вещам – ползать, ходить, говорить, добиваться своего, распознавать предметы и многое-многое другое.

Согласитесь, что многим вещам мы их даже и не учим, они сами им научаются. Что интересно, ребенок все хочет сделать сам, и вы редко услышите от него слова «не могу». У него просто и мыслей таких нет, что он что-то не может 🙂

«Я сам» – говорит малыш, и он абсолютно убежден, что может все. Он совершенно ничего не боится, почему и лезет во все, что ему интересно, чем доставляет своим родителям немало беспокойства.

Итак, малыш говорит: «Я сам, я могу». Взрослые же говорят: «я не могу, пусть кто-то другой». Чувствуете разницу?

Дети рождаются оптимистами, но мир старательно пытается избавить их от «иллюзий».

Почему взрослые уже думают по-другому? Да потому что когда-то их родители, обеспокоенные тем, что малыш все хочет делать сам, и везде лезет, ничего не боясь, стали говорить ему: «Ты не можешь, ты еще маленький, ты еще слабенький, у тебя не получится», и все в таком же духе. И вот так, мало помалу он и начинает верить в это и так жить.

Часто родители (да и не только они) уничтожают в ребенке такой важный элемент, как веру в себя, в свои силы и способность постоянно чему-то научаться. Но представьте себе, если бы мы и дальше культивировали в себе эту веру и эту способность к самообучению, то чего бы мы могли достигать в жизни!

Еще одно важное качество – ребенок никогда не отчаивается! И если у него что-то не получается, он будет делать это снова и снова, до тех пор, пока не научится.

Таким образом дети развиваются с невероятной скоростью, но потом, достигнув определенного возраста, человек начинает думать, что только кто-то его может чему-то научить. Да и вообще, многие взрослые думают, что им уже нечему учиться, потому что они уже взрослые 🙂 . Процесс самообучения, так сильно работающий в детстве, просто умирает.

Многие учатся только до определенного возраста, а потом просто работают. И, заметьте, даже то обучение, которое есть в начале, у нас неразрывно связано с каким-то учебным заведением, и только.

Нет, я совершенно не против заведений! Я только ЗА них. Но меня только удивляет — почему спустя 12-15-17 лет обучения молодой человек так мало может делать, если вообще что-то может делать? Конечно, есть исключения, но в общем и целом разве это не так?

Меня веселит, когда практически единственное, что могут выпускники компьютерных колледжей, это включать и выключать компьютер. Или когда выпускники финансовых ВУЗов мыслят исключительно категориями заученных шаблонов, и любые вопросы, выходящие за эти шаблоны, приводят к тому, что их мозг «зависает» и начинает «дымить», как у роботов в старом и очень классном детском фильме «Отроки во вселенной». Ну и так далее, примеру можно приводить бесконечно…

А еще меня удивляют заявления, которые я нередко слышу: «Надо учиться, без высшего образования сегодня никуда…». И в этот момент я вспоминаю пацанов и девчонок, с которыми иногда беседую, и которые только ради получения диплома платят десятки тысяч рублей в год за свое обучение (конечно, не они, а их родители платят 🙂 ). Эти парни и девушки уже заранее знают, что работать по специальности они не будут.

Так чего же стоит тогда это образование? И кому нужен будет этот диплом, кому его показывать?

Нет, друзья! Никуда сегодня, (как, впрочем, и вчера, и завтра) БЕЗ МОЗГОВ, а не просто без высшего образования! Например, у меня есть друг, которого приглашали читать лекции в Университете, и никто даже и не знал, что у него всего 10 классов этого самого образования, причем учился он в одной из самых плохих школ, одного из самых неблагоприятных районов своего города. Вот, как-то так 🙂 …

Самообучение (самообразование) – это самое главное, чему мы должны научиться в этой жизни, если нас действительно интересуют какие-либо достижения.

Причем, результатом обучения должно быть не просто что-то из области Я ЗНАЮ, а нечто из области Я УМЕЮ. Результатом обучение должно являться именно УМЕНИЯ, которые в свою очередь нам помогают развивать какие-то действительно Мастера своего дела, а не просто люди-теоретики с толстыми конспектами и стереотипами в голове. Именно эти Мастера дают нам азы и начальное ускорение, и научают нас учиться и развиваться бесконечно!

Учитесь друзья — всегда и всю жизнь! Ведь Господь вложил в каждого из нас безграничный потенциал для преобразования этой земли!

Игорь Пинчук